|
Жестокое
обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами от рождения до
18 лет)
включает
в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами,
попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями,
представителями органов правопорядка.
Жестокость
в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных,
не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным
социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшие
воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Различают
4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное,
психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка.
1.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений
ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего
вида ребенка и характеру травм: внешние повреждения, имеющие специфический
характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.); повреждения
внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных
случаев.
Физическое
насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям
психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта
со взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество,
отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
суицидальные попытки.
2.
Сексуальное насилие (или развращение) - это вовлечение ребенка с его
согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения
последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его
ненасильственными, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может
предвидеть все негативные для себя последствия. Сексуальное насилие можно
заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм
ребенка: повреждение областей половых органов; заболевания, передающиеся
половым путем; беременность.
Сексуальное насилие влечет за собой особенности состояния и поведения
ребенка: ночные кошмары, страхи; несвойственные характеру сексуальные
игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление
полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка; проституция,
беспорядочные половые связи.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие - это периодическое,
длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее
развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная
критика ребенка; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ложь и невыполнение
взрослым своих обещаний; глубокое однократное психологическое воздействие,
вызывающее у ребенка психологическую травму. Психологическое насилие позволяют
заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка: задержка
физического и умственного развития ; нервный тик, энурез; постоянно печальный
вид; различные соматические заболевания. Особенности поведения ребенка,
вызванные психологическим насилием, таковы: беспокойство, тревожность,
нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость.
4.
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы
о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и
появляется угроза его здоровью или развитию. Признаки, по кодовым можно
заподозрить "заброшенность" ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая
запущенность; отставание в физическом развитии; частая вялотекущая заболеваемость;
задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи;
низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и импульсивность;
антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
|